Компьютеры, компьютерная техника
Российский компьютерный рынок развивается динамично, но достаточно быстро меняет структуру спроса и структуру предложения. Первичное наполнение рынка подходит к концу: персональными компьютерами скоро будет обеспечена вся страна. Поэтому российскому компьютерному рынку свойственны процессы, характерные для общемирового рынка в той сфере: другой вопрос, российская специфика несколько преломляет общие тенденции на мировом рынке компьютеров.
Центральной тенденцией, характерной для динамики российских компьютерных товаров, является спад продаж классических персональных компьютеров. Однако как в силу того, что первичное насыщение рынка еще не закончилось, так и в силу того, что корпоративный потребитель проявляет некоторую консервативность, стремясь закупать для персонала настольные компьютеры, а не моноблоки и иную новую продукцию, рынок настольных ПК стагнирует более медленно, чем в развитых государствах. Помимо офисов частных компаний, государственные и муниципальные структуры также заинтересованы в том, чтобы закупать настольные компьютеры: они относительно дешевы и весьма надежны. Эрозия спроса на настольные компьютеры, тем не менее, не перебивает положительную динамику роста рынка.
Большой сегмент рынка оптовых продаж компьютеров занимают ноутбуки с 15-дюймовым монитором. Нередко такой ноутбук востребован и как первый компьютер в домохозяйстве. Рынок ноутбуков расширяется не только за счет настольных ПК, но и за счет нетбуков. Благодаря повышающемуся разнообразию видов и моделей ноутбуков они становятся хорошей альтернативой уходящему нетбуку. Также все более надежно берут свое место на рынке специфические модели компьютеров - макбуки, трансформеры, ультрабуки. Но расширение этой сферы рынка пока идет достаточно сложно, в большой степени из-за пока малой гибкости цен на эту продукцию, малой способности производителя к диверсификации производства этих новых разновидностей ПК. Но структурные изменения рынка компьютеров не ограничиваются вытеснением настольных ПК.
Большой масштаб приобретает наступление планшетов. Высокая ценовая диверсифицированность, хорошие производственные мощности, высокая компактность сами по себе влияют на развитие этой сферы компьютерного рынка. Помимо этого образовательные учреждения стремятся обеспечить учеников планшетами вместо бумажных учебников, что также обещает рост спроса на планшетные компьютеры.
Таким образом, продажи компьютерной техники требуют от предпринимателя определенной технической грамотности и умения гармонично выстроить структуру предложения товара. Отсутствие гибкости, неумение держать руку на пульсе локального или регионального, рынка компьютеров сильно сужают возможности полноценного развития конкретного бизнеса, специализирующегося на компьютерной технике. Также компьютерный рынок требует способности предпринимателя выстроить стабильно работающую и достаточно сложную по составу систему логистических цепочек, обеспечивающих продукцией как оптового торговца компьютерами, так и руководителя сети компьютерных магазинов, и тем более - владельца отдельного магазина.