Для цифровой трансформации производств появилось руководство
Autodesk, Центр компетенций НТИ СПбПУ "Новые производственные технологии" и Московская школа управления "Сколково" разработали "Руководство по цифровой трансформации производственных предприятий". Документ стал базой лучших практик и опыта, накопленного отечественными и зарубежными лидерами цифрового производства. Он предназначен для производственных предприятий, которые находятся на начальных стадиях цифровой трансформации бизнес-процессов.
Авторы рассмотрели составляющие концепции Индустрии 4.0: этапы перехода к умному производству, информационную архитектуру современного предприятия, сценарии применения технологий Индустрии 4.0 и ключевые показатели для оценки эффективности производственной деятельности.
Технический директор Autodesk в России и СНГ Петр Манин сообщил, что руководство в ближайшее время появится на ресурсе Autodesk. "Цель регламента - подсказать направление работы для компаний, находящихся в процессе перехода на цифровую трансформацию бизнеса. Подобные регламенты уже существуют и успешно применяются и в других областях, например, в строительной. Видя высокий интерес и осознав необходимость такого документа для машиностроительной отрасли, совместно с коллегами из Центра компетенций НТИ на базе СПБПУ мы начали разработку своего руководства", - прокомментировал он событие.
Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра компетенций НТИ СПбПУ "Новые производственные технологии", руководитель Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab) СПбПУ Алексей Боровков сделал упор на то, что в современном высокотехнологичном производстве центр тяжести смещается на этап проектирования. Именно он делается на основе математического моделирования полностью "в цифре", включая серии виртуальных испытаний. "Это позволяет быстрее и дешевле устранять возможные ошибки, успевать сделать востребованную рынком продукцию, то есть войти в окно возможностей быстрее конкурентов и с меньшими затратами. То есть работать в 10 раз лучше, быстрее и дешевле", - подчеркнул Алексей Боровков.
Основное внимание в документе уделено этапу конструкторско-технологической подготовки производства (КТПП), поскольку именно на этой стадии формируются цифровые модели, используемые затем на всем жизненном цикле изделия. В руководстве подробно рассмотрены новые роли участников КТПП и передовые подходы к организации процессов цифрового проектирования в системе разработки и постановки продукции на производство.
Также в проект создания руководства вошла задача по разработке глоссария в области цифровизации. Авторы документа собрали и проанализировали термины как используемые в нормативной базе, так и неформализованные, но активно применяемые ведущими лидерами цифрового производства. Результатом этой работы стал глоссарий, разделенный на блоки: "Цифровизация", "Автоматизированные системы", "Жизненный цикл, управление жизненным циклом", "Компьютерные модели" и т.д.
Авторы руководства надеются, что следование рекомендациям, приведенным в документе, поможет представителям компаний, переходящим на цифровое производство, добиться роста эффективности деятельности, сократить затраты на разработку и производство продукции, снизить процент брака и ускорить вывод изделий на рынок.
По наблюдениям исполнительного директора Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Павла Сварника, разработка референсных (эталонных) моделей, описывающих наиболее оптимальные форматы организации деятельности в последнее десятилетие, является довольно распространённой практикой. "Организации, заинтересованные в системном развитии какой-либо отрасли, знакомят компании с лучшими мировыми практиками, тем самым уберегая их от множества "граблей", разбросанных на пути", - объясняет он. Павел Сварник называет позитивным событием появление руководств для создания сложных технических объектов и систем. Благодаря этому можно увидеть экономию на стоимости интеграционных проектов за счёт использования оптимальных и верифицированных экспертами адресных моделей цифровой трансформации, а также получить доход при помощи более тесной интеграции компании в глобальные и локальные цепочки поставок.
Любая компания заинтересована в продвижении своих продуктов и ориентирована на повышение лояльности клиентов, из чего следует, что все подобные руководства обладают толикой зависимости и нацелены на продвижение "своего" программного продукта, считает директор центра отраслевой экспертизы департамента по работе с промышленными предприятиями компании "Техносерв" Андрей Шуравин. Отсюда, предполагает эксперт, разработанный подход позволит в основном клиентам Autodesk повысить эффективность от использования внедренных на предприятии цифровых активов. Андрей Шуравин обращает внимание на то, что в самой специфике промышленных предприятий заложен консервативный взгляд на новшества и изменения основных технологических процессов. "Таким образом, цифровизация промышленных предприятий вероятнее будет осуществляться на основе собственных бизнес-потребностей и опыта, чем на базе подобных руководств", - делает вывод он.
Директор блока организационного развития и технологий ОТР Алексей Кулешов считает, что разработка подобных методологических рекомендаций, включающих в себя накопленные знания, лучшие практики и опыт в области цифровизации производства российских и мировых лидеров будет полезна и другим игрокам отечественной промышленности. ЙОдин из ключевых факторов, препятствующих ускорению цифровизации российских предприятий на сегодняшний день - это готовность людей и их понимание. Здесь, наряду с формированием и адаптацией цифровой культуры внутри компаний, надо накопить критическую массу, чтобы количество перешло в качественные изменения. И такие методички - не от абстракций, а от конкретики (если это действительно так) сокращают этот разрыв, - рассуждает Алексей Кулешов. - Если же говорить в целом, то для успешного цифрового развития промышленного сектора и экономики страны в целом надо больше вкладываться в системное цифровое образование на базе высшей школы".
По мнению руководителя группы IoT компании Softline Валерия Милых, наибольший эффект такие руководства могут принести, если в них учитывается отраслевая специфика заказчика. Безусловно, действуя по шаблону, не всегда можно рассчитывать на "мгновенную эффективность", рассуждает Валерий Милых. Однако важным преимуществом внедряемых цифровых интеллектуальных решений является возможность в дальнейшем "подтянуть" показатели производства до оптимального уровня, с учетом особенностей данной конкретной цифровой модели производства, на основе конкретных данных. При этом время внедрения решения будет существенно снижено за счет "унификации" подхода, обращает внимание он. "Важной стороной такой "унификации" является упрощение коммуникаций производителя решений и заказчика, так как они начинают диалог в рамках "стандартизированного набора понятий", что также способствует сокращению времени для начала использования такого решения", - резюмирует специалист Softline.
"Эта инициатива может помочь в решении двух важных задач: формировании единых стандартов цифровизации и углублении знаний о возможностях применения современных технологий в промышленности. Уровень цифровизации сегодня отличается и в разных отраслях, и между предприятиями одной отрасли. Это затрудняет не только взаимодействие предприятий в рамках таких задач, как импортозамещение, но и может влиять на развитие экспорта высокотехнологичных товаров. Такие технологии, как интернет вещей, машинное обучение, только сейчас начинают применяться массово. На первом этапе проникновения новых технологий рынок проходит стадию "просвещения" потребителей - так, например, было на начальном этапе развития облачных технологий. Быстрый темп развития технологий усложняет задачу: систематизировать не только знания о той или иной технологии, но и оценить ее эволюцию: какие преимущества она дает, став более зрелой. Инициатива Autodesk и ее партнеров показывает, что рынок готов к изучению и применению новых технологий и подходов, позволяющих перейти к принципам Индустрии 4.0, а также к систематизации уже накопленных знаний", - отметили в пресс-службе компании "Сервионика".