"Ростелеком" и ВТБ создали СП в области Big Data
ПАО "Ростелеком" и ПАО "ВТБ" создали совместное предприятие (СП) по работе с большими данными. Стороны вложат в предприятие 1 млрд руб. Технологической основой СП станет платформа, которая будет открыта для всех заинтересованных участников рынка из таких отраслей, как телеком, финансовые услуги, ритейл, девелопмент, а также для организаций государственного сектора.
Меморандум о стратегическом партнерстве в области работы с большими данными "Ростелеком" и ВТБ подписали вчера. Совместное предприятие сфокусируется на создании продуктов и оказании услуг на основе обработки и анализа больших данных, в том числе с применением технологии искусственного интеллекта.
В пресс-службах ВТБ и "Ростелекома" уточнили ComNews, что доли в СП будут распределяться поровну. В ближайшее время стороны создадут новое юридическое лицо, о его наименовании пока не сообщается. Управление СП будет совместным у акционеров и определено на этапе подписания акционерного соглашения. ВТБ и "Ростелеком" в равных долях инвестируют в СП 1 млрд руб. Причем, как уточнили в пресс-службе ВТБ, вложения могут быть как деньгами, так и активами.
Новая платформа будет заниматься построением систем обработки, хранения, анализа, обмена и визуализации данных; управлением рекламными кампаниями клиентов на базе интеллектуальных систем; оборотом обезличенными и деперсонализированными данными через функционал биржи обмена данных. Все используемые данные будут проходить проверку на легальность и качество, а также будут деперсонализированы и зашифрованы перед передачей. Они будут храниться на стороне компаний — участников проекта. Ожидается, что клиентами будут как коммерческие компании, так и государственные организации.
Новая платформа позволит структурировать накопленные в разных отраслях экономики большие данные и сделать на их основе цифровые решения, которые соответствуют современным потребностям рынка, пояснил цель объединения президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин. "Используя эти решения, ВТБ и его партнеры смогут более эффективно взаимодействовать со своими клиентами и предлагать новые цифровые продукты. Уверен, что повышение доступности и качества больших данных является одним из главных факторов успешного развития цифровой экономики в России", – сказал он.
В свою очередь, "Ростелеком" считает приоритетом развитие технологий искусственного интеллекта для анализа больших данных, сказал президент компании Михаил Осеевский. "У нас уже есть определенные заделы в этом направлении — собственные инструменты и партнерские технологии помогают улучшать пользовательский опыт наших клиентов. С объединением компетенций и ресурсов "Ростелекома" и ВТБ мы сможем предложить рынку передовые цифровые решения, которые будут помогать бизнесу и госсектору становиться более эффективными", – говорит он.
Райффайзенбанк с интересом будет следить за ходом этого проекта, успех которого, как считают в банке, будут определять актуальность публикуемых данных и итоговая цена. Руководитель направления по развитию прикладных платформ DATA Lake, старший вице-президент Райффайзенбанка Михаил Сеткин обращает внимание ComNews на то, что в сообщении компаний не уточняется природа происхождения данных. По его предположению, это будут данные компаний и их дочерних структур (в первую очередь, банка, мобильного и интернет-операторов), прошедшие процедуру обезличивания в соответствии с законом. Сам Райффайзенбанк в рамках установленного законодательства сотрудничает по получению данных как с рядом партнеров внутри России (включая операторов связи и общедоступные источники, в том числе специализированные и отраслевые), так и с головной организацией и другими участниками банковской группы Raiffeisen. "Указанные данные мы храним и обрабатываем на нашей собственной платформе", – сказал Михаил Сеткин.
В "Билайне" (ПАО "ВымпелКом") используют большие данные во всех сферах деятельности компании: от традиционных услуг мобильной и фиксированной связи до таргетированной рекламы. "Банкам мы предоставляем как свои продукты для нужд их бизнеса, так и готовы разрабатывать совместные продукты", – сказала представитель компании.
Поскольку в группу МТС входит собственный МТС Банк, крупнейшая непродовольственная розничная сеть, сотовый оператор и еще несколько продуктовых направлений, таких как ТВ, продажа электронных билетов на развлекательные мероприятия, то группа имеет возможность использовать аналитику больших данных всех этих направлений для создания новых продуктов, кастомизации и продвижения действующих сервисов и создания новых продуктов, говорит представитель МТС. Например, использование глубокой аналитики Big Data МТС позволили банку увеличить объём выдач кредитов во II квартале 2019 г. по сравнению со II кварталом 2018 г. на 98%, а за полные шесть месяцев текущего года на 114% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По наблюдениям аналитика управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александра Осина, в настоящий момент достаточно широкий спектр компаний инвестирует в искусственный интеллект, в том числе – в технологии для анализа больших баз данных. Он считает вполне очевидным применять для повышения эффективности вложений все доступные варианты их оптимизации, в том числе и экосистемы.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын полагает, что платформа будет востребована, поскольку среднему и малому бизнесу нужны данные и аналитические сервисы на их базе, а собственных возможностей для сбора и обработки данных нет. "Партнерство крупного банка и оператора связи дает возможность собрать, хранить и обрабатывать данные, представляющие коммерческий интерес для бизнеса самых разных отраслей – например, для электронного и традиционного ритейла", – приводит пример он.