Беспилотники ZALA впервые применили в Антарктиде
В октябре Арктический и Антарктический НИИ приобрел беспилотный комплекс ZALA 421-08M ARCTIC для проведения ледовой разведки во время экспедиций. Сейчас ученые используют беспилотный комплекс на берегах Антарктиды.
С помощью беспилотников ZALA полярники выполняют высокоточную аэрофотосъемку, проводят геологическую и ледовую разведку, обрабатывают снимки и создают карты местности.
Помощник начальника 65-й Российской Анатрктической экспедиции, Миракин Андрей Владимирович и геофизик Григорьева Светлана Дмитриевна рассказали нам о своей работе, а также поделились впечатлениями о применении беспилотников:
«В сезон 65-й РАЭ мы используем беспилотники ZALA на станции „Прогресс“, оазис Холмы Ларсеманн, Восточная Антарктида. Это загруженный участок, который является логистическим центром для снабжения удаленных станций, а также местом проведения научных исследований.
Чтобы доставить груз на станцию Восток, которая находится в 1400 км от берега, нам нужно обеспечить безопасный путь для техники: к станции должно подойти научно-экспедиционное судно, с помощью кранов и тягачей груз должен быть доставлен на берег, а оттуда — к пункту формирования санно-гусеничных подходов.
Опасность представляют трещины, которые в ширину могут достигать несколько десятков метров, скрытые пустоты, прорывоопасные водоемы и паводки, способные разрушить трассу. Поэтому нам важно вовремя выявить место образования проталин, определять положение трещин приливного генезиса.
Поэтому с помошью беспилотников ZALA мы выполняем ледовую разведку: определяем безопасный путь для морского судна, для гусеничной техники. Ледовая разведка такого рода обычно выполняется с вертолёта, базирующегося на борту корабля, но применение беспилотников здесь является более чем эффективной альтернативой.
Кроме того, мы начали мониторинг опасных гидрологических объектов. Для исследуемой территории характерно наличие ледниковых озёр, прорывающихся в результате переполнения талыми водами и размывающих прилегающие участки. Мы планируем проводить съёмку таких объектов ежемесячно, и последующий анализ ортофотопланов и карт высот позволит установить области питания таких водоёмов и динамику их наполнения.
Беспилотник справляется со всеми задачами, для решения которых он и приобретался. Пока что приоритетность задач позволяет нам не проводить полеты в экстремальных погодных условиях, поэтому сложно судить о его поведении при сильном ветре или морозе.
При заявленной продолжительности полёта 80 минут от одной батарейки мы летали максимум 102 минуты, и в целом ещё оставался какой-то запас заряда. На снимках с высоты в 400 м можно легко разглядеть наши следы на снегу, трещины шириной 30 см, тюленей, не говоря уже о крупных объектах типа зданий, машин и айсбергов.
Кроме качества техники мы очень довольны уровнем технической поддержки. Как вы понимаете, условия применения у нас нестандартные, но инструкторы всегда с нами на связи, в случае необходимости, присылают рекомендации и даже видеоинструкции.
Ещё одна замечательная особенность нашего беспилотника — простота в обслуживании. Когда находишься в 15 000 км от ближайшего сервисного центра, крайне важно уметь самостоятельно проводить техобслуживание и мелкий ремонт самолёта.»
Арктика и Антарктика — уникальные территории с точки зрения климата, географического положения и концентрации полезных ископаемых. Это ценные источники научных данных, которые рассказывают о прошлом нашей планеты, помогают ученым понимать, как изменяется климат в глобальном масштабе и строить точные прогнозы на будущее.
Еще совсем недавно ученые использовали только наземное оборудование и спутниковые снимки. Долгое время считалось, что беспилотники не подходят для применения в полярной зоне: экстремальный холод повреждал электронику, а штормовой ветер опрокидывал воздушное судно в полете. Для таких условий компания ZALA AERO разработала специальную модификацию беспилотных систем — ARCTIC.
Беспилотные комплексы серии ARCTIC устойчивы к морозам до — 50 °C, ветру до 20 м/с, не зависимы от спутниковых навигационных систем, способны приземляться на корабль или на водную поверхность. Интеллектуальные алгоритмы позволяют безопасно завершить полетное задание даже в случае обледенения приемника воздушного давления.