Электронная очередь: магазинам поручено переходить на онлайн-заказы
Магазины в условиях коронавируса могут перейти на онлайн-заказы. Минпромторг поручил всем торговым сетям проработать этот вопрос, следует из письма ведомства, с которым ознакомились «Известия». Во многих сетях подобные услуги уже есть, в первую очередь это касается столицы. В регионах доставка продуктов пока не пользуется популярностью, отмечают участники рынка.Получил и выдалМинпромторг разослал ритейлерам письмо о том, какие меры нужно незамедлительно принять, чтобы обеспечить бесперебойную работу магазинов в условиях борьбы с коронавирусом. С документом за подписью замглавы ведомства Виктора Евтухова ознакомились «Известия».В частности, сетям и иным организациям торговли нужно «проработать вопрос о дистанционном получении заказов от потребителей с последующей выдачей укомплектованного товара».16 марта Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Союз независимых сетей России (СНСР) и Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) получили документ, сказали «Известиям» их представители.В АКОРТ «Известиям» пояснили, что ритейлеры уже занимаются этим вопросом.— Большинство крупных торговых сетей давно работает с собственными онлайн-магазинами и службами доставки, — сказал пресс-секретарь ассоциации Илья Власенко. — Покупатели имеют возможность получить заказанные продукты дома, воспользовавшись курьерской доставкой магазина или службой доставки.Эти услуги есть, например, у «Перекрестка», «Азбуки вкуса», «Ашана», Metro cash&carry; . Хотя не во всех сетях покупатели могут заказать весь перечень товаров.Условия зависят от конкретной сети, обычно доставка бесплатная, если заказ достиг определенной суммы. Но сегодня срок доставки продуктов в Москве может составлять уже до трех дней.В Metro cash&carry; «Известиям» сказали, что с 19 марта ритейлер будет предоставлять сервис самовывоза из магазина на Ленинградском шоссе. Клиент делает заказ онлайн и выбирает время, в течение которого он сможет забрать товар, отметили в компании. Продукция выдается в специально выделенной зоне торгового центра в течение 10 минут. Таким образом, потребителю не нужно ходить по торговому залу, самостоятельно собирать товар и стоять в очереди на кассу. Кроме того, уже более года работает собственный онлайн-магазин сети, который доставляет продукты конечным потребителям и бизнесу в 36 городах страны.Глава СНСР Сергей Кузнецов сказал «Известиям», что организация получила письмо ведомства и прорабатывает новые указания. Он отметил, что основное направление, которое задано Минпромторгом, — ограничение различного рода контактов между покупателями. В условиях распространения вируса их минимизация необходима, сказал эксперт. Дистанционные заказы способны помочь в этом. Хотя, подчеркнул он, в условиях региональной специфики идею не всегда легко осуществить, поэтому некоторые компании будут работать в обычном режиме, без новых сервисов.— Например, региональные ритейлеры уже пробовали организовать доставку продуктов, но эта услуга не стала популярной, хотя в столице она востребована по многим причинам, — подчеркнул он.Полная полкаСейчас дистанционной торговле уделяется особое внимание, пояснил «Известиям» замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. Хотя, по его словам, для магазинов приоритет — полки, загруженные товарами.— А обеспечение их полной загрузки возможно при наличии примерно 50% персонала в магазинах. Поэтому некоторые отечественные сети уже разработали карту рисков и план действий в чрезвычайной ситуации, — подчеркнул он.На случай заболеваемости в том числе прорабатываются схемы перераспределения сотрудников между магазинами и возможность привлечения рабочей силы на аутсорсе. В магазинах формата «гипермаркет» будут открываться дополнительные кассы самообслуживания, уже есть сканеры для самостоятельных покупок. А для офисных сотрудников ритейлеров предусматривается возможность удаленной работы из дома в формате полного доступа.Виктор Евтухов отметил, что за предыдущую неделю (8–15 марта 2020 года) торговые сети зафиксировали рост спроса на крупы, макароны, стиральные порошки, санитайзеры. При этом дефицита товаров не наблюдается и не ожидается, подчеркнул он. Ритейлеры ежедневно докладывают в Минпромторг о товарных остатках на вечер, ведется постоянный мониторинг ситуации. Сети заблаговременно договариваются о дополнительных поставках товаров, пользующихся повышенным спросом. Сейчас все поставщики подтвердили возможность доппоставок с большим запасом на этой неделе.Поэтому сегодня отсутствие товара на полке в какой-либо из сетей означает лишь то, что в связи с повысившимся спросом его просто не успели выложить, резюмировал Виктор Евтухов.Как писали «Известия», Минпромторг также призывает сотрудников магазинов следить за тем, чтобы покупатели стояли в очереди на расстоянии не менее метра друг от друга.Илья Власенко добавил, что торговые сети со своей стороны сформировали для Минпромторга предложения, которые помогут бизнесу поддерживать бесперебойную работу по всей стране в условиях увеличенного спроса на товары. В том числе компании просят отказаться от контрольных мероприятий в торговых залах (кроме тех, что проводит Роспотребнадзор по контролю за коронавирусом). А также облегчить правила, связанные с логистикой. Кроме того, сетям требуется помощь при соблюдении мер, предписанных Роспотребнадзором: нужны комплекты защиты для сотрудников, принимающих грузы, маски и дезинфицирующие средства, а также возможность тестирования сотрудников на коронавирус.