Как работают магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это стоит

Как работают магазины без кассиров «Пятерочки» и «Азбуки вкуса» и сколько это стоит

Несмотря на кризис и пандемию, ретейлеры инвестируют в новые форматы. Forbes разобрался, из чего складывается стоимость «магазинов будущего» и зачем это нужно крупнейшим компаниям розничной торговли

В мае, в разгар жесткого карантина, «Азбука вкуса» F 161 объявила о запуске бесконтактного магазина в «Москва-Сити». Он открылся 9 июня. Вслед за конкурентом устремился крупнейший ретейлер в стране X5 Retail Group F 3: в конце октября группа представила свой первый автоматизированный супермаркет без кассиров «Пятёрочка #налету» в Москве в ЖК «Испанские кварталы».

Изначально компания заявляла об открытии нескольких магазинов до конца текущего года, однако планы поменялись: в 2021 году X5 откроет уже 50 магазинов, 25 из которых — в городах-миллионниках. «Мы практически сразу решили идти в большой тираж. Магазин востребован покупателями, к нам поступает много запросов из других городов, поэтому стратегически было принято такое решение, — объясняет представитель X5 Retail Group. — Проектно удобнее заводить большую группу магазинов, искать несколько локаций и оптимизировать закупки».

Что могло заставить ретейлера изменить планы? За почти два месяца в приложении «Пятёрочка #налету» зарегистрировались около 5000 пользователей, рассказал Forbes представитель компании. Порядка 40% из тех, кто пришел в магазин и совершил покупку, вернулись в магазин вновь.

«Азбука вкуса» открыла свой флагманский «магазин без кассира» совместно со Сбербанком и Visa. «Его открытие пришлось как раз на разгар пандемии, и до сих пор трафик в «Сити» не вернулся к допандемийному уровню, — рассказывал в интервью Forbes президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб. — Но мы получили порядка 4500 установок данного приложения (Take&Go; . — Forbes), более 2000 покупок, и каждый пятый из покупателей возвращался и совершал больше одной покупки. Для пилотного проекта мы считаем это достаточно успешным. Мы сейчас обсуждаем вариант открытия второго такого магазина».

Выручка сети «Пятерочка» за 9 месяцев 2020 года выросла на 17% и составила 1, 18 трлн рублей, выручка «Азбуки вкуса» увеличилась на 20% до 54 млрд. Как устроены «супермаркеты-роботы» от крупных ретейлеров и сколько они стоят?

Как работают магазины без кассиров

Российские «магазины будущего» работают на базе собственных мобильных приложений «Пятёрочка #налету» (X5 Retail Group) и Take&Go; («Азбука вкуса»). Без доступа к интернету попасть в супермаркеты нельзя. На входе в «Пятёрочка #налету» покупатель сканирует QR-код, так технология X5 ID идентифицирует пользователя и открывает дверь в магазин. Платежеспособность клиента проверяют еще при регистрации в приложении. Открыть магазин издалека не получится — код формируется каждый раз заново. Если удерживать дверь, в магазин одновременно могут зайти несколько людей, но покупку совершит все равно только тот, кто отсканировал QR-код (в будущем, заявили в пресс-службе, компания намерена «доработать функционал по ограничению доступа по количеству людей»).

В Take&Go; через QR-код пропускает турникет, работающий по системе «одно сканирование = один проход». Сценарий, когда заходят несколько людей вместе, также возможен — один сканирует свой QR-код несколько раз, пропуская каждого. «В этом случае в системе будут созданы виртуальные корзины на каждого посетителя, но оплата всех покупок произойдет с карты, привязанной к аккаунту пропустившего за собой остальных по своему QR-коду», — рассказал представитель «Азбуки вкуса». Если у пользователя заблокирована карта или отрицательный баланс, турникет его не пропустит.

После входа в магазин за покупателем начинает следить нейронная сеть. В «Пятёрочка#налету» на площади в 80 квадратных метров работают 32 камеры. «Как только человек берет товар с полки, система это сразу фиксирует — цвет гостя на мониторе меняется на красный», — объясняет специалист X5 Retail Group. Сделать покупку можно с помощью экспресс-сканеров — при наведении на штрихкод товара он добавляется в виртуальную корзину. Оплатить покупку возможно в мобильном приложении или на кассах самообслуживания с помощью банковской карты, Apple Pay, Google Pay. «Все пространство магазина находится под мониторингом видеокамер, что позволяет с помощью нейросети следить за товарами, купленными или только снятыми с полки. Анализ проводится в режиме реального времени по всем посетителям одновременно», — рассказывал представитель Х5.

Цены указаны на электронных ценниках. «Обновление данных происходит автоматически без участия персонала магазина — цена и информация о товаре меняются в онлайн-режиме с помощью радиоканала», — объясняли X5. «Ценники функционируют через специальную Wi-Fi-точку доступа, которая может обслужить до 1000 устройств и имеет зашифрованный канал соединения — чтобы хакеры не взломали, — рассказал Forbes CEO стартапа Briskly Глеб Харитонов. — По закону продавец должен отдать товар именно по той цене, которая была указана на ценнике, даже если она была занижена или завышена, так как это публичная оферта». Компания Харитонова разработала приложение B-Pay, позволяющее сканировать товары в магазинах и оплачивать покупки через телефон, минуя очереди на кассах. Приложением пользовались и посетители стандартных магазинов «Азбуки вкуса». Briskly в октябре привлек $2 млн, воодушевился и теперь планирует открыть два полноформатных магазина без персонала Briskly Go площадью 50-150 кв. м в Москве.

Take&Go; от «Азбуки вкуса» — магазин меньшей площади (25 кв. м), здесь за покупателем следят 16 камер. В полки встроены умные весы — если товар поднимают с полки, он автоматически добавляется в виртуальную корзину пользователя в мобильном приложении. Чтобы убрать продукт из корзины, его нужно вернуть строго на прежнее место. «В систему предварительно загружаются фотографии всех упаковок товаров. Видеоаналитика на базе машинного зрения и искусственного интеллекта сопоставляет эти изображения с тем, что видит через камеры. К этой информации добавляются данные с умных полок, оснащенных весами, которые определяют изменение количества товара. На базе всей этой информации формируется виртуальная корзина в реальном времени», — рассказывает представитель «Азбуки вкуса». По его словам, вероятность ошибки существует, но она минимальна. Деньги за продукты списываются с карты во время выхода из магазина через турникет.

Как же тогда ретейлеры защищаются от воров? «За то время, что работает магазин, мы не видим какого-то существенного ухудшения по потерям, — отвечает представитель X5. — Все построено на доверии к покупателю. Бывают ошибки, например, что не все просканировали, но это скорее исключение». Говорить о количестве осознанных злоумышленников в компании отказались. Помещение «Пятерочка#налету» оснащено тревожной кнопкой и подключено к сигнализации. В Take&Go; дополнительных систем охраны нет.

Сколько человек нужно, чтобы обслуживать «магазины без кассиров»? Персонал требуется, только чтобы выставить товар на полку. В «Пятерочка#налету» электронные ценники обновляются в режиме реального времени, работа холодильного оборудования контролируется дистанционно, а уборку делает подрядчик по установленному графику. В Take&Go; товары на полке меняют сотрудники, «по мере необходимости выезжающие в магазин». «Замена товаров обусловлена клиентским сроком годности и наличием товара на полке. Плюс формата Take&Go; — возможность делать регулярную онлайн-инвентаризацию и всегда знать, где и какой товар заканчивается», — объясняет представитель «Азбуки вкуса».

Сколько стоит «магазин будущего»

Объемы инвестиций в беспилотные проекты X5 и «Азбуки вкуса» не раскрывают. «Мы фокусировались не столько на технологиях, сколько на концепте. В сущности все технологии известны и использовались активно раньше. У нас уже несколько десятков магазинов с электронными ценниками, 400 магазинов с экспресс-сканом, полки пополняются с помощью алгоритмов», — говорит представитель X5 Retail Group.

«Затраты на Take&Go; сильно зависят от площади, но в любом случае они превышают затраты на открытие стандартного магазина. Самое дорогостоящее — это само ноу-хау, т. е. программное обеспечение и лицензия на его поддержку», — уклончиво отвечает пресс-секретарь «Азбуки вкуса».

Ирина Ратина, исполнительный директор компании Retail Tech и вице-президент по работе с IT-компаниями Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, объясняет, что посчитать точно, сколько стоит магазин без кассиров, сложно. «Сколько бы ни стоила та или иная технология в прайс-листе, вполне могут быть разные договорные решения. В целом нормой являются пилотные проекты, где, например, не платят за оборудование», — говорит она.

По словам CEO Briskly Глеба Харитонова, магазин без кассиров на 80 метров может стоить около 11 млн рублей. «Турникет с системой контроля через QR-код — 1 млн рублей, потоковая обработка видео вместе с серверами — 3 млн рублей, камеры (около 30 штук) — 300 000 рублей, тысяча «умных полок» (3000 рублей за штуку) — 3 млн, а само приложение с интеграцией товаров и подключенной системой оплаты — 1, 8 млн рублей. Монтаж, пусконаладка могут обойтись в 200 000-250 000 рублей», — перечисляет он. «Базовый комплект» магазина, а именно контейнер, окна, двери, холодильники и внешнее оформление, стоит 2 млн рублей, добавляет он. Похожую сумму — 10 млн на магазин — называли эксперты РБК.

Стоимость зависит и от принципа работы магазина. Простой пример: в отличие от «Азбуки вкуса» в «Пятерочка#налету» не прижилась технология «умных полок». «Они достаточно дорогие в закупке, часто сбоят, не всегда чувствительные. Мы продолжаем их тестировать — на определенные виды товаров. Но целиком оборудовать магазин ими экономически нецелесообразно. Эти вопросы решают камеры и другие системы», — рассказали в пресс-службе X5.

Зато их магазин оборудован электронными ценниками и кассами самообслуживания, чего в «Азбуке вкуса» нет. Сегодня в двух сетях X5 установлены более 750 000 электронных ценников. В «Пятерочка#налету» их всего порядка 900. Стоимость одного ценника директор по стратегии X5 Владимир Капустин оценивал в $6. По данным товароучетного сервиса EKAM, стоимость одного ценника варьируется в диапазоне $7-30. Для управления ценниками нужно соответствующее оборудование и ПО, которое может стоить «десятки тысяч долларов» для маленького магазина и «сотни тысяч долларов» для крупных гипермаркетов. По словам Глеба Харитонова, один ценник сейчас стоит 800-900 рублей. То есть «умные ценники» в «Пятерочка#налету» могли стоить порядка 700 000 рублей без учета ПО.

Один из самых дорогих элементов беспилотного магазина — кассы самообслуживания (КСО). X5 Retail Group сама разрабатывает как устройство, так и программное обеспечение КСО — первые 67 касс появились в 11 магазинах «Пятерочки» еще в августе 2019 года. Сейчас работают 4100 устройств более чем в 1400 магазинах. В беспилотном магазине пока установлены две кассы. Аппараты оснащены мультитач-экраном, 2D-сканером для распознавания штрихкодов, 3D-камерой для оплаты по технологии Face ID, стереодинамиками и микрофоном для звуковых приложений и голосовых сервисов. Представители X5 Retail Group отказываются называть цену аппарата, однако источник «Ведомостей» рассказывал, что в среднем аппарат без купюроприемника и весов стоит около 330 000 рублей, с купюроприемником — более 500 000–600 000 рублей.



Дата: 04.01.2021
Новые компании
Адрес
197136, г.Санкт-Петербург, Большой пр. В.О. д.74
Телефон
+7 (812) 385-60-20
Адрес
107023, Москва, ул. Электрозаводская, д.14 стр. 4 офис 3/1
Телефон
+7(495)134-47-78; +7(968)787-82-22
Адрес
129329, г. Москва, ул. Кольская, д. 1, стр. 10
Телефон
(495) 225-31-77, 775-19-68
Адрес
141101, Московская обл., г. Щелково, ул. Заводская, д. 14
Телефон
+7 (495) 221-56-10
Адрес
660055, г. Красноярск, ул. Джамбульская, д. 4, пом. 425/1
Телефон
8 (800) 302-43-60, +7 (968) 199-91-33, +7 (391) 986-01-45
Все компании