ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Под электронным правительством понимается система взаимодействия госорганов с гражданами и организациями. Для этого применяются различные сервисы на госуслугах и сайтах ведомств, мобильные приложения, программное обеспечение. Юридические лица могут удаленно сдавать отчетность и запрашивать документы, получать льготы и участвовать в тендерах, регистрировать новые предприятия или вносить изменения в ЕГРЮЛ.
Какие услуги цифрового правительства доступны для юридических лиц
Государственная программа «Электронное правительство» функционирует в России с 2014 года. На начальном этапе были доступны только отдельные сервисы на сайтах ведомств, на госуслугах. Сейчас функционал госпрограммы существенно расширен, а большинство ограничений могут перевести весь документооборот в цифровую форму.
В систему электронного правительства входят сервисы и приложения по следующим группам:
- на госуслугах доступны почти все виды муниципальных и государственных услуг (от имени организации там может работать директор, иное лицо по доверенности и ЭЦП);
- на сайтах госорганов размещены специальные сервисы и ресурсы по профильным услугам (например, для ФНС это регистрация юридических лиц и ИП, заполнение сдача отчетности, запросы выписок из реестров);
- полный или ограниченный перечень услуг ведомства может быть доступен через мобильные приложения, программное обеспечение (например, у ФНС это приложение «Мой налог» для самозанятых, а для маркировки продукции можно использовать программы на сайте «Честный знак»).
Заключительный этап развития программы запланирован на 2023-2024 годы. Он будет включать внедрение сервиса по оформлению и проверке доверенностей, перевод всех сделок с недвижимостью в цифровой формат. Дополнительным стимулом для перехода на онлайн-сервисы является снижения ставок пошлин и сборов за предоставление услуг, либо полное освобождение от них.
Требования для работы с онлайн-сервисами
Чтобы работать с сервисами электронного правительства, приложениями и программами, может потребоваться:
- регистрация аккаунта на госуслугах (например, на имя руководителя ООО);
- оформление ЭЦП через удостоверяющие центры (на директора, других должностных лиц организации);
- регистрация в личных кабинетах на сайте конкретного ведомства;
- верификация в мобильных приложениях, программах;
- передача данных о лицах, которые получат доступ к приложению или программе после специальных проверок;
- установка, настройка и использование специального оборудования, ПО (требования к работе с интернет-сервисом всегда размещаются на сайтах госорганов).
Регистрацию многих видов сделок можно практически полностью перевести в электронный формат. Например, чтобы купить или продать ООО, стороны заключают договор в письменной или электронной форме (по своему выбору). Но взаимодействовать с ИФНС можно без личного визита в налоговую инспекцию. Все документы подаются через онлайн-сервис на сайте ФНС, заверяются по ЭЦП. Итогом регистрации будет формирование выписки ЕГРН с новыми данными об учредителях. Она также выдается в цифровом виде, направляется на электронку или в личный кабинет портала ФНС.


